Публицистика
Смотрите, кто пришел
06.02.2005 "Еженедельный журнал"
У каждого времени свои подлецы.
Типовой советский подлец был описан в пьесах Гельмана: цельно-номенклатурный, хорошо функционирующий в мутной воде планового хозяйства, серая рыбка с идеологическим отливом.
Подлец первых демократических лет – рыночник из ЦК ВЛКСМ, свободно шурующий на английском с американским непрожеванным говором, легко, впрочем, находящий общий язык и с братками; из родной речи лучше всего откликается на словосочетание «залоговый аукцион»…
Но, как предупреждал шекспировский Шут, Время не спит – и к нам пришел новый подлец. Относительно новый, конечно…
Как доставалась собственность предыдущему подлецу, лет эдак десять назад? Продвинутый комсомольский чувачок заинтересовывал другого такого же чувачка, поставленного Родиной на грядущее распределение госсобственности – и умело конкурируя сам с собою, за копейки приобретал кусочек одной восьмой света. Но наперстки чувачки двигали строго в рамках рыночных процедур! Даже находясь у окошка раздачи и договорившись с хлеборезом, договоренности было принято скрывать.
Непростое было время. Сейчас – гораздо проще.
Иногда такое простое, что уже тошнит.
Месяц назад министр обороны Иванов написал письмо премьеру Фрадкову – и в душевной незатейливости своей попросил (если это была просьба) «обеспечить выдачу лицензий», необходимых для вещания нового армейского телеканала «Звезда». Работники Минкульта и Мининформсвязи, уж на что тертые калачи, от такой постановки вопроса несколько охренели. Они думали, что за услуги в рыночной стране принято платить деньги.
В рыночной таки принято.
Впрочем, чиновники к армейским манерам могли бы уже и привыкнуть - хотя бы во время конкурса на вышеописанную частоту, выигранного, как вы поняли, Министерством обороны. Пожалуйста, спросите меня: как оно его выиграло! Ну, очень прошу!
Отвечаю.
Подчиненные нашего незатейливого министра обороны приватно объяснили членам Федеральной Конкурсной Комиссии, что если не победят, то просто забьют соседние частоты своими служебными переговорами, и сделают полноценное вещание невозможным.
И не доставайся же ты никому!
Фонд «Образование в третьем тысячелетии», конкурент Иванова и Ко, таких космических возможностей не имел, и конкурс, понятное дело, проиграл, хотя, по общему мнению, заявку представил более проработанную, чем Минобороны, да и задачи ставил посимпатичнее, чем «формирование эффективного информационно-идеологического влияния с целью повышения социальной активности граждан РФ» (какая гадость эта ваша заливная рыба!).
Ответ на вопрос: почему член Федеральной Комиссии, вместо того чтобы поднять скандал, о шантаже представителя Минобороны рассказывал журналистам шепотом и на условиях анонимности, - оставляю вечной загадкой для всякого, кто приехал в наши березовые ситцы издалека.
Теперь этот пятиконечный Иванов требует от правительства «обеспечить выдачу лицензий» на халяву - не забыв оповестить общественность о том, что на канале «Звезда» будет размещаться реклама только российского производителя.
Патриот, однако!
Простое время настало. Совсем простое. И подлецы пошли - такие незатейливые…
|