Публицистика
Бабушка и ее культурное наследие
24.08.2012 "Ежедневный журнал"
История с испанской бабушкой, во имя Христа дорисовавшей своими силами фреску ХIХ века, ужасна и поучительна (или ужасно поучительна, как вам угодно).
Сначала я подумал, что речь идет об обиженной богом индивидуалке, но подоспели подробности. Оказывается, бабушку попросил о реставрационных работах священник прихода. Правда, он просил ее «подремонтировать» Христу плащ, а не лик — но это, согласитесь, уже подробности.
В этой истории как на ладони — развилка религии и культуры; абсолют, доведенный до абсурда, вящей ясности ради.
Для человека, ориентированного на культуру и ее приоритеты, всякая лакуна на картине или иконе, отпавшая краска, незаконченность — часть контекста, бесценный воздух культуры… Строфы отточий в «Онегине» делают роман еще более содержательным, и это понятно даже старшекласснику.
В свою очередь, и сама картина или икона, роман или поэма для культурно ориентированного человека становятся частью более широкого, бескрайнего контекста.
Перегородки, разделяющие религии, не доходят до неба, писал философ Соловьев. Развивая эту мысль, можно сказать: искусство сносит эти перегородки на уровне человеческого роста. Рембрантовское полотно «Авраам и Исаак» предназначено не иудеям, рублевская «Троица» завораживает атеиста наравне с верующим…
Это не про обрезание или троеперстие — это про другое вообще!
Для священника из-под Сарагосы и его подручной бабушки фреска Мартинеса — всего лишь предмет культа, пришедший в негодность. И его решили подремонтировать, как покосившийся забор.
Получили «волосатую обезьяну».
Впрочем, молиться на это — можно. По документам это Христос, так что никаких препятствий для совершения обряда!
Вот только смотреть не рекомендуется.
|