|
|
Публицистика
Типология
23.08.2012 "The New Times"
Пользователь Arguendi написал письмо Марату Гельману — с погромным видео и сообщением, что люди на видео — это и есть русский народ.
Исходя из этого расклада пользователь Arguendi указал Гельману на его место у параши.
Гельман, конечно, отличный объект для погрома — и еврей, и либерал, и в очках, и много о себе понимает, так что адресат выбран безукоризненно. Но я не про нехитрый пафос этого письма, — тут ничего нового нет и быть не может, и спорить не о чем, только продезинфицировать по возможности…
Я — про типологию, про общие знаменатели, выпирающие наружу из нагловатого текста этого Arguendi.
Письмо начинается обращением «Маратыч». Уже в этом месте можно прервать чтение: уже все ясно, не правда ли?
Ну, не все, конечно. Как выясняется из последующих абзацев, пользователь Arguendi несколько продвинулся по лестнице Ламарка и по ряду показателей опережает своих простейших братьев. И себя называет по-латыни, и не путает падежов, и даже знает, кто такая Катя Деготь…
Но панибратское «Маратыч» безошибочно выдает в нем ментальное родство с обычной сетевой мошкарой, «троллящей» — по заказу или от личного комплекса неполноценности — любого мало-мальски преуспевшего человека.
Ошибки тут быть не может. Когда я вижу в форумах обращение «Витек» или «Шендер», то могу быть спокоен за содержание: сто из ста — хамы.
Еще немного типологии.
Хамы почти всегда говорят от имени масс, — собственно, это и есть столбовое направление общественного хамства. Приличный человек напишет: мне кажется… я считаю… по моему мнению… И если вступит в полемику, то имени оппонента не переврет и сам подпишется максимально корректно, чтобы находиться на равных. Хаму эти простые правила не указ.
Дело тут не в «либерализме» или «патриотизме», а в воспитании, в представлениях о позволительном, и когда Артемий Троицкий обращается к Путину «Вован» и «чувак», — меня коробит от этого не меньше.
Но заметьте себе закономерность: как Лихачев или Сахаров — так личная подпись под текстом и сколь угодно твердый, но подчеркнуто корректный, частный характер мнения. А как безвестный имярек с диагнозом — так непременно с гиканьем-улюлюканьем и от имени народа!
Еще закономерность: не припомню, чтобы от имени народа просили кого-нибудь освободить! Чехов, Короленко, Шостакович, Ахматова, Улицкая, Юрский, Стругацкий… — в разные времена и по разным поводам апеллировали к разуму, закону, милосердию, но всякий раз — от своего имени!
А как «распни» или «расстрелять, как бешеных собак», так непременно от имени масс, как правило, над чем-то трудящихся…
Этот труд не изо всех сделал человека.
Еще одна закономерность: агрессия обратно пропорциональна образованности. Как папа Иоанн Павел — так смирение, понимание и прощение. А как соберутся в кучу недоучки, тут тебе сразу и погром — и, заметьте, всякий раз от имени Христа (о существовании которого их отцы узнали в конце восьмидесятых из газеты «Пульс Тушина»).
Вот и пользователь Arguendi на лицевой странице своего интернет-журнала размещает программную статью «Какой хотят видеть Россию православные». Он почему-то твердо уверен, что туповатый фундаментализм, проросший в его мозгу, — это и есть единственный ориентир для православия, а православные философы Шестов и Лосский должны идти лесом как не совпадающие с меркой. (Если только Arguendi слышал имена Шестова и Лосского, что, заметим, совершенно необязательно в гундяевской модификации христианства, как необязательны там и Лука с Матфеем.)
Герцен, задолго до Гундяева и пользователя Arguendi, называл эту разновидность — «во Христе жандармствующие».
Все это, конечно, в первую очередь проблема православия, именем которого в России века напролет пилят кесарево финансирование, давят свободу и разжигают национальную рознь. Но увы, в последние месяцы эта внутриконфессиональная проблема в очередной раз стремительно и страшновато вылезла наружу и стала касаться всех россиян.
И либо в самом ближайшем времени в самом православии найдутся силы, которые поставят мракобесов на место, либо православие ждет судьба ислама, ставшего после 11 сентября заложником средневековья.
Что в этом случае ждет Россию, тоже особо гадать не приходится. Как говорится, проходили…
Кстати, когда вы в последний раз слышали слово «модернизация»? Вот именно. Какое действительно Сколково, для кого? Для ткачевских ряженых казачьих патрулей, для попов с автоматом Калашникова? Какие еще научные прорывы? Та часть народа, на которую делает ставку корпорация Путин–Гундяев, не нуждается даже в правилах правописания. Математика — в пределах калькулятора; актуальное искусство — Шилов (для продвинутых — Никас Софронов). В самый раз будет, спросите у Екатерины Деготь…
Но вернемся к пользователю Arguendi c его хамоватыми прихватами, погромной пленочкой и комментариями, суть которых сводится к тому, что погромщики в кадре — это и есть Россия.
Да, и они тоже, разумеется! Но, слава богу, не только они. Конечно, если по государственному телевидению рассказывать об иудеях, выкравших христианского младенца, как это позволили себе «Вести», то погромщиков будет значительно больше, но пока что, при всех печальных итогах отрицательной селекции, в подавляющем большинстве россияне все-таки не все хоругвеносцы. Встречаются и в очках, и необязательно евреи…
Шариков и профессор Преображенский, Уваров и Чаадаев, новгородское вече и опричнина — все это в русской традиции. Вопрос лишь в том, что мы выберем ориентиром для развития. Будущее страны — каждый божий день! — определяется суммарным вектором наших усилий.
А еще определяется оно правилами общественного диалога. По этому пункту я и хотел бы внести напоследок очень ясное и простое предложение.
Граждане! Православные и не очень, мусульмане и железнодорожники, кубанские казаки и свидетели Иеговы! Давайте высказываться каждый от своего персонального имени, а? Не будем явочным порядком распространять свои личные видения и вкусы на соседей. От себя говорить, от себя! Я, такой-то такой-то, ненавижу пуантилизм, верю в Христа, люблю Аллу Пугачеву… Подпись, дата.
Это же так просто!
Страна большая, всегда можно договориться и мирно разойтись в клубы по интересам… Тут верят в Христа, там любят Кандинского, здесь молятся богу Перуну, по соседству отрезают крайнюю плоть… Но отрезают, заметьте, себе, а не пытаются сделать это с теми, кто любит Кандинского!
В общем, ребята, давайте жить если не дружно, то хотя бы — корректно.
А каждого, кто начинает вещать от имени народов, социальных групп и конфессий, предлагаю считать опасным сукиным сыном — и сразу выключать самозванцу звук вне зависимости от принадлежности к тому или другому лагерю.
|