новости / книги / шендевры / письма
иллюстрации / о себе / медиа-архив
итого / здесь был ссср / форум
помехи в эфире / публицистика
бесплатный сыр / итого-архив
ЖЖ / вопросы / плавленый сырок
выборы




Михаил Златковский
Перлодром
Владимир Вишневский
Борис Жутовский
журнал "Бесэдер?"
Игорь Иртеньев
МОДЕСТ



Шендерович.
Рыцарь непечатного образа.

А также: Носик, Мошков, Лебедев, Касперский, Экслер и другие - в галерее «Человеки»




моя кнопка


Публицистика

  А если хочется поубивать отцов-командиров - это эдипов комплекс?


Виктор Шендерович - Дмитрию Быкову

08.04.2009 "Ежедневный журнал"

Друг Быков, дорогой Дима, уважаемый Дмитрий Львович!

Прочел я в журнале "Профиль" твой комментарий по "палестино-израильскому" вопросу. Прочел с некоторым опозданием, но это такой вопрос, где, боюсь, ничего никогда не устареет… Вот я и пишу несколько своих соображений насчет твоей позиции.

Позиция эта в новейшем просторечии называется "равноудаленной". Это изящная и очень комфортная позиция. Равноудаленный не ввязывается в потную и кровавую схватку, а печально наблюдает ее с тихих вершин своего интеллекта. Он скорбит о несовершенстве мира. Он брезгливо поджимает губы на предложение определиться с симпатиями. Он любит цитировать Булгакова: "обе вы хороши". Он приятно выделяется холодноватой иронией на фоне брызжущих слюной и истекающих кровью.

Иметь дело с истекающим кровью вообще неприятно - он хочет выжить, он все время кричит, пытаясь привлечь к себе внимание. Ну его на фиг, неадекватного! То ли дело мы, адекватные. Мы вовремя заметили стремление истекающего кровью завоевать наши европейские симпатии и твердо говорим ему: извините, Изя, ваш номер не пройдет. У нас тут в Европе христианские ценности, а у вас, Изя, иудейские, и не надо делать вид, что это одно и то же! И не надо вербовать нас, христиан, в соратники в вашей, Изя, местечковой войне, ведущейся в ваших иудейских интересах… Правильно я излагаю Вашу позицию, Дмитрий Львович?

Конечно, не правильно. Конечно, я довел ее до гротеска. Но тут было что до гротеска доводить…

Так вот, насчет равноудаленности. Не углубляясь в сравнительный анализ этики иудаизма и христианства, попробую изъясниться простыми словами.

Бывают, уважаемый Дмитрий Львович, ситуации, когда не стоит быть чересчур тонким и образованным. Когда при тебе в электричке нацисты режут азиата, не надо погружаться слишком глубоко в размышления о дуализме этно-религиозных отношений на постсоветском пространстве. Не надо равноудаляться так сильно.

Надо встать и попробовать предотвратить кровь.

Сделать это можно только однозначной и волевой поддержкой того, чьей жизни угрожают по национальному признаку. Даже если он не моет руки перед едой, не читал "Муму" и не любит Христа.

И чем дружнее встанет вагон, тем больше шансов, что крови удастся избежать. И чем "равноудаленнее" будут пассажиры, тем неизбежнее польется кровь - и тем тоньше станет грань между этой интеллектуальной равноудаленностью и запредельным по.уизмом.

Последнее никоим образом не относится лично к тебе, друг Быков, уважаемый Дмитрий Львович… Мы знакомы четверть века, и я точно знаю, что тебе - не все равно. Ты честно рефлексируешь и пишешь только то, что думаешь; меня в этом убеждать не требуется. Просто мне кажется, что твой интеллектуализм сыграл с тобой злую шутку. Так шахматист, считающий вглубь на десять ходов, иногда допускает детский просмотр.

Не надо так глубоко, друг Быков. Вот две стороны конфликта: просто - Одни и просто - Другие. Что мы видим?

Видим картинку, довольно, действительно, далекую от черно-белой иллюстрации ко встрече Добра и Зла. Израильская политика полна ошибок и противоречий? Несомненно, как всякая политика. В ней есть глупцы, кичащиеся своей богоизбранностью? О да. В ней есть религиозные фанатики? А то!

Но не они определяют правила игры, - и гибель во время войны мирных палестинцев вызывает ожесточенную дискуссию в израильских СМИ и демонстрации протеста (охраняемые израильской полицией).

Массовая гибель евреев вызывает только массовые экстатические пляски радости на улицах палестинских городов; пляски, пропорциональные количеству убитых. И всякий палестинец, замеченный в принципиальном отсутствии радости по этому поводу, будет уничтожен - безо всяких метафор, физически. Как был убит телеоператор, успевший зафиксировать и передать в мир сигналом SOS праздничные палестинские гуляния 11 сентября 2001 года.

Что говорит тебе об этом твоя христианская душа, друг Быков? Моя, нехристианская и не-иудейская, а вот какая получилась в результате чтения русской литературы, - равноудалиться не может.

Я с теми, кто не пляшет от радости по случаю массовых смертей.

Я с теми, кого хотят уничтожить вместе с детьми за их принадлежность к своему народу - неважно, какому, и мое еврейство тут ни причем. Я за тутси, а не за хуту!

Когда-то Виктору Некрасову строго заметили: в Бабьем Яре расстреливали и красноармейцев, и просто советских людей, - почему же вы говорите только о евреях? Он ответил: потому что только евреев здесь убивали за их национальность…

Евреев продолжают убивать за то, что они евреи. В хамасовской Палестине этому учат в начальной школе.

Впрочем, евреи - это, как всегда, для разминки. Вышеописанные пляски радости по случаю гибели трех тысяч американцев (молодых, старых, мужчин, женщин, подростков, католиков, протестантов, православных, мусульман, белых, черных, желтых…) дают достаточное представление о широте тамошнего диапазона и планах на будущее.

Об израильской политике в отношении Палестины можно и должно спорить, - отдавая себе, однако же, отчет в том, что речь идет о попытках народа выжить среди каннибалов. Выжить - в условиях, когда один просчет может привести к гибели всех.

Ибо численно каннибалов в десятки раз больше, а задачу уничтожения ненавистного народа они давно сформулировали в письменном виде как свою первоочередную задачу. И десятилетия напролет ничего, кроме убийц и орудий убийства, из себя не производят, несмотря на миллиарды долларов, вкачанных в эти вороватые норы из равноудаленной Европы.

И не надо говорить, что они хотят мира. Убийство Анвара Садата, пытавшегося принести им этот мир, они встретили теми же радостными плясками. (День убийства еврейским фанатиком Ицхака Рабина - день скорби в Израиле; "почувствуйте разницу").

Разумеется, когда я говорю "они", я имею в виду нынешнюю Палестину как суммарный политический вектор. Внутри - люди, и разные люди, разумеется. Но при Гитлере и при Сталине внутри тоже были разные люди: миллионы отдельных людей попадают в заложники при любом тоталитарном режиме, а потом в несчастных мозгах начинает помаленьку нарастать "стокгольмский синдром". Есть те, кто преодолевает этот синдром и молчит, уже вполне осознавая свой страх.

Все это не мешает нам, обобщая, с полным правом говорить: "гитлеровская Германия", "сталинский СССР"…

Хамасовская Палестина - вызов европейскому сознанию. И надо сильно зажмуриться, чтобы не увидеть, какие силы за этим стоят, какая, с позволения сказать, этика правит там бал, и каким видят будущее Земли эти озабоченные слуги Аллаха.

Ты можешь глубоко и тонко ощущать "развод" иудаизма и христианства - это область личной веры, и это вне комментария. Ты можешь не любить Израиль, - Израиль поплачет-поплачет да и перестанет. Но есть простые вещи, лежащие, по моему скромному мнению, вне обсуждения.

Есть цивилизация, разбрасывающая над позициями врага листовки, призывающие мирных жителей заранее уйти восвояси. И есть другая, - которая ставит "кассамы" посреди школы, чтобы больше собственных детей погибло при ответном ударе, во имя грядущей ненависти…

Будем дискутировать по вопросу, какая цивилизация ближе к христианской этике? Не будем - в любом случае. Ибо, как сказано по другому поводу, если надо объяснять, то не надо объяснять.

Земного рая нет, друг Быков, зато земного ада - сколько угодно, и в политике речь идет именно и только об этом: о степени удаленности от ада. Это, как мне кажется, и должно становиться отправной точкой оценки для любого нормального человека (христианин он, иудей, мусульманин или просто так вышел из мамы погулять).

Об этом я и хотел тебе сказать, - как старший товарищ, неглупый и чуткий…

Из статьи Дмитрия Быкова "Не примазывайтесь!" (журнал "Профиль", №10, 2009)

"Пора назвать вещи своими именами: никакая иудео-христианская цивилизация (и уж тем более культура) не воюет в лице Израиля с антицивилизационным и ужасным арабским миром. Воюют два ближневосточных народа, одинаково жестоковыйных и непримиримых. Да, на многих из тех, кто воюет с израильской стороны, лежит налет той самой христианской культуры, которая для меня свята. Они свободно цитируют Бродского и Мандельштама, а также дружат с компьютером. Но этот налет цивилизации не делает их менее жестоковыйными - напротив, такая мимикрия в чем-то даже более опасна".

"…Просьба к этим людям меня ровно одна: не надо мне доказывать, что они защищают мои ценности. Не надо называть эти ценности иудео-христианскими. Не надо устанавливать связь между будущим Израиля и Европы".

"…Не станем обозначать правых и виноватых, не будем дотошно выяснять, кто в каждом конкретном случае виноват в гибели мирных граждан... <…> Я далек от мысли обвинять Израиль в чрезмерной жестокости и неадекватности ответа. Я об одном прошу: не пытайтесь внушить нам, что это наша война и что вы защищаете нас..."



Главная

О себе

Книги

Письма

Итого

Иллюстрации

Новости



© В. Шендерович, тексты 
М. Златковский, иллюстрации 
   В. Липка, дизайн



Rambler's Top100 TopList hosted by .masterhost жалобы и предложения по работе сайта
принимаются по адресу info@w2w.ru
 RSS 


Астма под контролем, Клуб контроля астмы.