|
|
Публицистика
Закрывая гамбургский счет
10.07.2008 Интернет-газета "Избранное"
То, что происходит с премией "тэффи" - это, в некотором смысле, как по Маркесу: "Хроника объявленной смерти".
Сегодня "Коммерсант", со ссылкой на анонимного руководителя ВГТРК, привел их версию выхода из "Тэффи": оказывается, все дело в том, что тщеславие стало определяющим при распределении призовых статуэток. Думаю, это лукавство.
Эти же слова говорило, выходя из "Тэфи", и руководство НТВ. Но многие тогда заметили, что эта внезапная щепетильность совпала с профессиональной деградацией - НТВ просто перестало получать статуэтки.
Та же история и с ВГТРК: компания сдает год от года, на последнем "Тэфи" проиграла очень заметно, - и вот они выходят все в белом, озабоченные нравственным уровнем премии.
Расставим точки над "i": тщеславие было, есть и будет во всех конкурсах - и в "Оскаре" оно есть, и в Каннах… Но там есть и честный конкурс! В "Тэффи", при всем соревновательном азарте каналов, поначалу присутствовала попытка гамбургского счета.
Потом этот счет начала вытеснять самая вульгарная политика.
В последние годы главы федеральных каналов от наглого лоббирования перешли к прямому вмешательству в ход голосования. Заставляли членов секций переголосовывать! Так было в прошлом году, когда "Вести" поначалу не попали в тройку лучших информационных программ, так было и с моим "Бесплатным сыром"...
Многие академики (говорю об этом совершенно ответственно) не смотрели работы, интересуясь лишь названиями каналов и фирм-производителей: для принятия решения о победителях этого было достаточно. Мало кто из производителей, боясь выпасть из обоймы, в последние годы решался пойти поперек интересов Эрнста или Добродеева, а интересы их были и есть вполне практические: успех в "распиле статуэток" прямо отражается на будущих рекламных контрактах...
Именно это - фактическая монополизация ТВ-пространства и его вульгарная политизация - стали причиной кризиса "Тэфи", а вовсе не "тщеславие" телевизионного цеха.
Премия "Тэфи", возникшая в 90-х, не прижилась в новом, "государственном" времени. Ведь конкурс подразумевает состязательность, долю непредсказуемости. И среди двух с лишним сотен телеакадемиков есть немало людей, которые заботятся о своей профессиональной репутации и готовы работать честно. И Владимир Познер прикладывал, надо сказать, титанические усилия, чтобы сохранить премию (расширение числа академиков за счет людей "не из начальства", телевизионщиков со всей России, было правильным решением), - но вертикальным интересам все это явно не соответствовало.
Олег Борисович Добродеев уже давно федеральный министр, а не журналист. И институт государственных премий, где все подконтрольно и предсказуемо, ему, полагаю, гораздо ближе, чем любая премия, вручаемая профессиональным сообществом.
Думаю, что их игры во внезапную нравственную щепетильность никого не обманут.
|