|
|
Публицистика
Пердячий пар
18.09.2007 "Ежедневный журнал"
Вредная это привычка - щелкать пультом. Дощелкался тут давеча.
Гляжу: полуголый дядька не первой молодости дергается и в страшном раже кричит дословно: "Слава России, великой державе, слава России, народу слава!"
Присмотревшись, я увидел, что это не философ Дугин, а лидер какой-то рок-группы. И заходится он не на митинге, а на эстраде, с электрогитарой в районе паха, все как полагается.
Это у нас теперь такой русский рок.
В промежутке между конвульсиями полуголого дядьки по пространству клипа куда-то скакали всадники в кольчугах - видать, разить врага. Это уж как полагается - потому что какая ж слава России без того, чтобы разить врага!
И вдруг, первый раз в жизни, я с симпатией подумал о творчестве Кати Лель. Сюси-пуси, джага-джага... Кому это мешало? Милый безвредный дебилизм…
Идеология возвращается.
Собственно, в широком смысле слова она никуда и не уходила, потому что хоть Гребенщиков, хоть Катя Лель - каждый пропитан идеологией. Но каждый своей! А возвращается идеология государственная, единая, как госэкзамен. И почуяв этот тренд, переходят на голимую державность дядьки, полжизни благополучно дергавшиеся с электрогитарой у паха под полуграмотную ерунду про "одиноких странников любви".
И уже вовсю - в клипах, в рекламе - поскакали всадники в кольчугах, и воины в шеломах бьют мечами, и в массовом порядке уходят под лед псы-рыцари… И самый тупой дизайнер давно знает: чтобы вышло патриотично, надо написать старославянской вязью. Причем неважно что.
Раньше вся эта нехитрая эстетика царила в интеллектуальных заповедниках вроде газеты "Пульс Тушина", иногда расширяя ареал обитания до телеканала "Московия". Эти питомники исправно поставляли в мир агрессивных пубертанцев, замученных прыщами и мировым сионизмом.
Все это было неприятно, но терпимо, потому что, во-первых, было частным выбором отдельных людей, а во-вторых, от этого их выбора было где спрятаться окружающим. Сегодня спрятаться почти негде - державная идеология самого дурного пошиба сделалась государственной, а государство у нас на то и государство, что ежели чего решит насчет идеологии, то начинает долбить ею "по площадям", как из установки "Град".
Когда не полуголый и без гитары на шнуре, но с тем же репертуаром гастролирует по стране спикер Государственной Думы, он же глава правящей партии, - какие вопросы к группе "Пилигрим"?
Слава России. Да конечно, слава! Родине Пушкина, Рахманинова, Вавилова… Только не орали они никогда о любви к Родине. Во-первых, полагаю, им было это неловко, а во-вторых, у каждого имелось за душой свое любимое дело, которым, собственно, они и принесли славу России.
…Так вот, о деле - и пердячем паре, вынесенном в заголовок.
В юности я занимался в театральной студии Олега Табакова, и Олег Павлович учил нас, несмышленышей, основам ремесла. И когда вместо того, чтобы заниматься на сцене делом, как учил дедушка Станиславский, юное дарование начинало раздувать ноздри, выпучивать глаза и рвать страсть в клочки, Табаков, морщась, останавливал этюд и констатировал:
- Это все пердячий пар!
Не знаю, принадлежит ли авторство диагноза самому Табакову, или он передавал нам по цепочке старую театральную присказку, но диагноз, согласитесь, хорош! Именно пар, и именно этого происхождения. Когда в душе - пусто, КПД - ноль, а вместо осмысленного действия - пошлый показ, рассчитанный на публику-дуру.
И излишки темперамента вырываются не из тех мест.
|