|
|
Публицистика
Без Че
27.09.2006 "Ежедневный журнал"
Забавно, когда ультра-революционный, искренний до легкого безумия Лимонов начинает сходиться в оценках с унылыми и хорошо проплаченными кремлевскими «аналитиками».
Я говорю про его оценку Майдана в его последней статье в «ЕЖ».
С тех «оранжевых» событий прошло почти два года, и злорадная усмешка («ну, что я говорил?») стала общепринятым, приличным выражением лица. Что касается усмешек «кремлевских», то они предсказуемы и понятны - поговорим о «непроплаченном» взгляде на Майдан.
Это очень важный вопрос, и пока мы не придем тут к общему знаменателю, нам просто не удастся двинуться дальше. Ведь Путина рано или поздно сковырнет историческим процессом, а вот следом общество может с разбегу сигануть в большую смысловую яму, связанную как раз с размытой оценкой украинского опыта.
Поэтому - попробуем все-таки разобраться.
Итак, по Лимонову,«никакой революции на Украине не совершалось. Выбор был между двумя наследниками Кучмы и его премьер-министрами, двумя Викторами. Оба далеко не Че Гевары — типичные дядьки-начальники с Крещатика, (…) ставленники разных кланов. (…) Один из наследников догадался и сумел организовать выход толп на Майдан…»
С первым утверждением согласен – революции на Майдане не было, это терминологическое недоразумение. «Революцию» (переворот) затеяли как раз Кучма и Ко, попытавшись узурпировать власть вопреки результатам выборов. Проиграв, по всем социологическим замерам, восемь процентов, они нарисовали себе «плюс три» и полагали, что это проканает. Не проканало: народ настоял на результатах демократической процедуры, выйдя на Майдан.
По Лимонову, вышли люди на площадь – с подачи номенклатуры, в интересах одного из кланов… Отчасти, безусловно, получилось «в интересах». Но полагаю, что и сам Лимонов прекрасно понимает: никакой дядька-начальник не сможет «организовать выход толп» численностью в полмиллиона человек, если в подоплеке событий нет резкого учащения социального пульса! Да и насчет «толпы» сказано им было, думаю, для красного, во всех смыслах, словца: толпа – она разносит в щепки и мародерствует, а на Майдане со всей очевидность фигурировал народ, осознавший свой интерес.
«История – многожильный провод», сформулировал Юрий Трифонов. Французскую революцию тоже можно рассматривать как смену номенклатуры, и это тоже будет по-своему верно… Однако ж – либертэ, эгалитэ, фратенитэ!..
В Киеве никакой революции не произошло; продолжилась эволюция. А эволюция – в отличие от любезного застарелым троцкистам разрушения «до основанья, а затем» - подразумевает работу с теми материалами, которые под рукой у матушки-природы; так сказать, без динамита.
И в этой парадигме лимоновский тезис насчет двух наследников Кучмы, одним миром мазанных, - не работает. Ибо история – не книга Толкиена и не «Ночной дозор», здесь нет ежедневной битвы между добром и злом, здесь – ежедневные же, скучноватые развилки между плохим и чудовищным, совсем катастрофическим и «ничего себе, терпимым»… Так уж устроено это скрипучее колесо, и не фиг расшатывать ось!
Украина (и два года назад, и теперь) топчется у развилки между комсомолкой Юлечкой и рецидивистом Витечкой. Когда эволюционное развитие государства начнет усчитываться столетиями, появится, глядишь, и английский выбор – между лейбористами и консерваторами. А пока – так!
Украинцы сделали правильный выбор: при Ющенко им гарантирован эволюционный путь развития, а за своевременный уход Януковича после такого прихода к власти уже никто бы не поручился (то-то наши чекисты мучаются – и хочется им уйти из Кремля в свободные рыночники, да страшно; а Лукашенко, тот уже и не мучается – ему снаружи от власти жить совсем недолго, и он это знает).
Крот истории роет медленно, - и скажем судьбе спасибо всякий раз, когда обошлось без Че Гевары!
А что случается со странами, в которых к власти приходят (и немедленно окапываются возле нее пожизненно!) харизматики с идеологией Че, гадать не надо – пример перед глазами. На автомобильных покрышках, через залив, кишащий акулами, сотнями начинают тикать люди от такого счастья во Флориду, где и коррупция, и продажность, и демагогия – только Кастро нету!
Эмоционально Че Гевара, слов нету, милее Януковича, и когда тебе пятнадцать лет, ходить с его портретом на груди кажется дико крутым занятием. Но, честно говоря, к шестидесяти можно было бы уже и отдышаться от этой революционной конопли. И, по крайней мере, не подсаживать на эту иглу новое поколение…
Да вот беда - «запальчивые натуры любят видеть мир в своем психопатическом искажении» (конец цитаты - вы будете смеяться, как раз из статьи Лимонова). Тут можно было бы рассмеяться, если бы встык не возникало в голове нечто из Маркса – насчет идей, становящихся материальной силой…
И тут, увы, мы подходим к самой тревожной точке сюжета – уже не украинского, а нашего. Потому что с каждым днем все очевиднее: совместных усилий параноидальной власти, завинтившей все винты на общественном котле, и «лимоновцев», с их страстным желанием все взорвать и построить на освободившемся месте Город Солнца, может хватить для полноценной катастрофы.
Свою порцию динамита добавят, разумеется, и справа (я имею в виду не СПС, а русских нацистов).
Как эта бритоголовая братия реализует принцип свободы слова, мы знаем. Знаем это и про Лимонова, честно предупредившего в своей статье в ЕЖ: «Меня давно не удивляет тупость соотечественников (…) из числа тех, кто верит в то, что наделен правом высказываться».
Какие после этого претензии к Кремлю, не пускающему вас на телеэкраны, Эдуард Вениаминович? Они, по вашей же кальке, просто не включили вас в число тех, кто «наделен правом высказываться». Близнецы-братья…
Впрочем, это все, конечно, - мертвому припарки. Объяснять седому «че геваре» гибельность левачества после всего, что случилось, отчасти на его глазах, в двадцатом веке – бессмысленно, как бессмысленно уговаривать Суркова и Сечина вернуться к демократическим нормам.
Но самим надо крепко понять (как раз на стороннем примере Майдана) – это и есть наша грядущая развилка! Нам, рано или поздно, предстоит вернуться к эволюционному, нормальному, скучному, пошлому демократическому развитию – увы, с демагогией на основе свободы слова, со злоупотреблениями на основе закона, с коррупцией на основе разделения властей…
Другого не будет.
По крайней мере, не приведи Господи.
|