|
|
Публицистика
Зачем?
01.06.2006 "Ежедневный журнал"
В сообщении о том, что депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга сделали Путина почетным гражданином города, меня не задело ровным счетом ничего: дежурная номенклатурная пошлость, пустые хлопоты в казенном доме… Пускай себе. В конце концов, я не житель Петербурга; если земляков Лихачева и Бродского устраивает, что их честь воплощают теперь Путин и Вербицкая, то и на здоровье.
Но потом я узнал, что в числе выдвинувших Владимира Владимировича была Алиса Фрейндлих – и вот тут огорчился очень сильно.
Дело в том, что Алису Фрейндлих я люблю. То, что это чувство разделяют со мной десятки миллионов людей, не делает его менее личным: Алиса Бруновна всегда была больше, чем блестящей актрисой — она с юных лет приучила своих поклонников к человеческому достоинству, к точной нравственной интонации. Ей верили и, разумеется, будут продолжать верить – такова сила таланта…
Но у всякой веры есть оборотная сторона — та самая, по Экзюпери, ответственность за тех, кого приручили, — и теперь Алиса Бруновна должна быть готова к ответу на простой вопрос: зачем?
Поскольку публичных комментариев от нее не последовало, нам остается только строить версии, одну печальнее другой.
Впрямь ли Фрейндлих считает Путина человеком, достойным занять место в списке лучших сынов города на Неве? Сомнительно. Конечно, актриса не обязана быть в курсе подробностей, но запах, идущий от политической практики президента, могла бы уловить… В крайнем случае, поинтересоваться мнением на сей счет своих товарищей по сцене (Олега Басилашвили, например) — прежде чем оказываться поблизости от этого запаха.
Может быть, собственная подпись под представлением Путина в почетные граждане родного города не кажется Алисе Бруновне чем-то существенным для ее собственной репутации? Тогда она ошибается. Это довольно существенное обстоятельство — и именно в ее случае. Когда на брегах Невы и других берегах прилюдно подличали советские лицедеи-царедворцы вроде Игоря Горбачева и Михаила Царева, это никого и не смущало: времена были соответствующие, да и какой спрос с таких людей? Спрос с Алисы Фрейндлих в свободные времена — другой…
Так что же это было – чаепитие с Путиным под телекамеры в дни собственного юбилея, а потом вот это «представление» его в почетные граждане? Неосведомленность? Этическая неряшливость?.. О более приземленных версиях даже думать не хочется, но голове не прикажешь.
Грустно.
Я пишу это, так уж получилось, на берегу Финского залива. По соседству с компьютером лежит только что вышедшая в Петербурге книжка воспоминаний об Александре Володине. Есть в ней и воспоминания Алисы Фрейндлих – теплые, признательные, прекрасные слова…
Слова, слышанные мною от Александра Моисеевича – и произнесенные как раз в адрес человека, которого Алиса Бруновна только что выдвинула в Почетные граждане Санкт-Петербурга, — я даже не решусь процитировать полностью. Прошу только поверить, что в ряду володинских оценок Путина и его администрации слово «мерзавцы» было наиболее приличным. Причем говорил он это еще до газов «Норд-Оста» и огнеметов Беслана; зная, как реагировал Володин на властное презрение к человеческой жизни, можно сказать: к счастью, он не дожил ни до того, ни до другого...
Я полагаю, что с его оценкой стоит считаться, когда позиционируешь себя по отношению к власти. Или к самому Володину.
В десятках ролей, сыгранных Алисой Фрейндлих, не случалось, чтобы концы не сходились с концами – в пространстве от Островского до Брагинского актриса всегда безукоризненно находила внутреннюю логику поведения персонажа. В сегодняшней логике поведения самой Алисы Бруновны что-то явно не срастается. Печаль о Володине и участие в дешевом путинском пиаре — не хочется верить, что это всего лишь две очередные хорошо сыгранные роли…
По крайней мере, в случае с Володиным.
|